Какую роль должны играть родители
в жизни школьника?

Массовое школьное образование появилось сравнительно недавно. Всего лишь с начала XX века был введен закон об обязательном посещении школы. С того времени вовлеченность родителей в образовательный процесс менялась.

Исторический экскурс

Так, было принято поручать школе воспитание детей. Ведь педагоги владели специальными методиками. Но эта схема показала свою несостоятельность.
С начала до середины XX века была принята дефицитарная модель. Согласной ей, школа восполняла все то, что не давала семья. Потом появилась модель различия — школа и семья выполняли совершенно разные задачи.
В 2022 году признана модель расширения возможностей. В ней главная роль в воспитании и обучении ребенка отдается родителям. Именно мама и папа должны помогать детям социализироваться, справляться с учебой и учиться жить в обществе.

Существует четыре уровня вовлеченности родителей в обучение ребенка:
● базовая коммуникация;
● улучшение домашних условий;
● добровольчество;
● расширение возможностей.

Первые два уровня считаются базовыми. В них родители интересуются школьной жизнью ребенка, встречаются с классным руководителем и посещают мероприятия. Мама и папа могут помогать ребенку выполнять домашнее задание, оплачивают ему дополнительные курсы или сами занимаются его развитием.
Два последующих уровня предполагают активную вовлеченность в жизнь школы. Родители организуют мероприятия и общаются между собой, обсуждают инициативы с директором, помогают в учебных делах. При четвертом уровне взрослые напрямую влияют на жизнь школы.

Так каким должно быть родительское участие?

Долгое время считалось, что роль родителей сводится к формальностям. Например, проверке домашнего задания и оплаты разных услуг. Изредка нужно было посещать собрания.
Сейчас такой подход считается устаревшим. Исследования психологов показали, что участие родителей в жизни ребенка напрямую влияет на его успехи в учебе. При этом недостаточно просто проверять дневник.
Ребенок должен всегда чувствовать поддержку, особенно в подростковом возрасте. На пороге 9-11 класса ребенок принимает важно решение о своем будущем. Еще ему нужно сдавать экзамены. Поэтому нужно помочь ему справится с нагрузкой.
Можно не просто проверять оценки, спрашивать как прошел день. Если ребенок рассказывает о чем-то плохом, то приободрите и поддержите его. Даже если вам кажется, что проблема пустяковая — не обесценивайте ее! Хвалите за любые достижения.
Если произошел конфликт с одноклассниками или учителем, то постарайтесь разобраться во всех обстоятельствах. Старайтесь внушить ребенку, что семья — это безопасное место и дома его всегда поддержат.
Если это сделать, то ребенок будет уверен в себе. А вероятность попадания в сомнительную компанию снизится. Всегда посещайте мероприятия, где задействован ребенок. Это тоже важно для его психологического развития. Он будет ощущать поддержку взрослых.